Что такое "фонематический слух" и почему это важно?

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5 

Что такое "фонематический слух" и почему это важно?

 

 

Что такое «фонематический слух» и почему это важно?

(подсказки учителя-логопеда)

(составлено Мамаевой Н.В. по материалам Интернет-ресурса)

Типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду: «Во рту – будто каша», «Плохо говорит», «Пропускает буквы, слоги», «Переставляет слоги и звуки», «Не произносит какие-либо звуки», «Заменяет многие звуки речи другими». На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако, причины у них похожи, и они носят фонематический (речеслуховой) характер.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки – назовем ее "речевой слух" – не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Развитый речевой слух складывается из нескольких компонентов.

Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самостоятельно изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

Восприятие темпа и ритма речи – это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Календарь развития фонематического (речевого) слуха у младенца поможет Вам лучше понять последовательность его развития.

1 неделя – младенец реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

2 неделя – малыш прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и сама игрушка возникают одновременно.

3 неделя – возникает слуховое сосредоточение; ребенок затихает при резком звуке.

4 неделя – кроха прислушивается к звуку колокольчика, висящему над ним, затормаживая свои движения.

1 месяц 1 неделя – малыш прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

2 месяца 1 неделя – ребенок начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: достаточно негромко поговорить с малышом, и он успокаивается; распознает звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратковременно замирает в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршание бумаги.

2 месяца 2 недели – у крохи возникает живая реакция на угрожающие звуки.

2 месяца 3 недели – малыш довольно уверенно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им.

2 месяца 4 недели – появляются ответные действия на звук: сосредоточение внимания, улыбка, движения рук, ног, голосовые реакции, ребенок поворачивает голову и находит взглядом источник звука.

3 месяца – малыш с удовольствием слушает музыку (предпочитает классическую).

4 месяца – ребенок начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, возникают певческие интонации.

5 месяцев – младенец поворачивает голову к говорящему (в сторону источника звука), находясь в различных положениях: на спине, животе, на руках у взрослого; узнает голоса близких людей; прислушивается не только к звукам внешнего мира, но и к звукам, которые издает сам.

6 месяцев  ребенок различает на слух свое и чужое имя.

7 месяцев – у крохи возникает оценка и понимание осмысленных звуков.

9 месяцев – малышу нравится слушать музыку, у него появляются любимые и нелюбимые мелодии.

12 месяцев – возникает понимание часто употребляемых слов.

 

Развитый речевой слух позволяет ребенку в дальнейшем: правильно произносить звуки; четко произносить слова; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); накапливать и использовать словарный запас и формировать грамматический строй языка; успешно осваивать навыки письменной речи (чтение и письмо). Другими словами, фонематический слух является основой для обучения грамоте. У детей с недостаточно развитым речевым слухом, помимо нарушений в устной речи, с началом школьного обучения появляются и нарушения в речи письменной: дислексия (специфические нарушения чтения) и дисграфия (специфические нарушения письма).

Хочу предложить Вашему вниманию пошаговую инструкцию для  развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами, но приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке.

Сначала определите уровень развития речевого слуха у вашего ребенка.  Для этого начните с трудных упражнений, двигаясь к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, заниматься начинайте от простых упражнений к сложным. Конечно, все шаги основаны на игре и игровых упражнениях, поэтому приглашаю Вас заглянуть в нашу «Речевую игралочку» («Шесть шагов к умению слУшать и слЫшать: развиваем фонематический (речевой) слух ребенка в игре»).

Дата последнего обновления страницы 20.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»