6 шагов к умению слушать и слышать

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5 

6 шагов к умению слушать и слышать

 

 

Шесть шагов к умению слУшать и слЫшать: развиваем фонематический (речевой) слух ребенка в игре

учитель-логопед Мамаева Н.В.

 

 

 

Шаг первый: учимся узнавать неречевые звуки

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.

 

Игра «Кто больше звуков услышит?»

(можно проводить дома, на улице, в разных местах. Звуки бывают тоже очень разные: шум лифта, шорох шагов, карканье вороны, гудение труб и т.д.)

Взрослый предлагает ребенку: «Давай посидим тихо-тихо и послушаем разные звуки. Я слышу, как шумят деревья, как гудит машина, как скрипит дверь. А что слышишь ты?» Ребенок отвечает. «А теперь давай определим, откуда идет этот звук?» взрослый помогает малышу определить источник звука.

 

Игра «Что упало?»

Взрослый показывает: «Смотри и слушай, если я брошу мяч на пол, то звук получается такой… А если  брошу ручку, звук получается другой». Взрослый поочередно бросает 2-3 предмета и предлагает ребенку послушать звуки, издаваемые этими предметами. «А теперь я буду что-нибудь бросать, а ты отвернись и догадайся, что упало?» Количество предметов можно постепенно увеличивать.

 

Игра «Громкие подсказки»

Взрослый: «Сейчас я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Чтобы тебе было легче, я буду тебе подсказывать с помощью ударов в барабан (бубен, хлопков в ладоши и т.д.). Чем ближе ты подойдешь к игрушке, которую ищешь, тем громче я буду стучать». Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

 

Игра «Где позвонили?»

Мама  звенит колокольчиком (хлопает в ладоши) в разных направлениях от ребенка, называя их: «Позвонила справа, слева, сзади, спереди, сверху». Затем спрашивает у ребенка: «Где позвонила?», чтобы убедиться, что ребенок запомнил названия направлений. После этого ребенок закрывает глаза и игра повторяется.

Кроме развития фонематических процессов, данная игра способствует и развитию пространственного восприятия у детей.

 

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?»

На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

 

Шаг второй: учимся различать звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

 

Игра «Узнай, кто позвал»

Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

 

Игра «Близко – далеко»

Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (далеко («у-у-у» тихо) или близко («У-У-У» громко). Какая дудочка играет: большая («У-У-У» низким голосом) или маленькая («у-у-у» высоким голосом).

 

Игра «Кто как голос подает?»

Перед ребенком разложите картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова: «МУУУ»), то высоким (теленок: «мууу»). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка). Можно поменяться ролями, когда ребенок освоит игру.

 

Игра «Угадай, кто говорит?»

Проводится на основе сказки и иллюстраций к ней:

«Колобок»

Взрослый: «Посмотри на картинку. Ты узнал, какая это сказка? Угадай, кто сейчас говорит: лиса, медведь или заяц?» Взрослый произносит фразу: «Колобок, колобок, я тебя съем!» сначала, как медведь (низкий голос), затем, как заяц (высокий голос), потом, как лиса (голос средней высоты). «А теперь ты говори разными голосами, а я буду отгадывать, кто это сказал»

«Три медведя»

Меняя высоту голоса, попросите малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

 

 

Шаг третий: учимся различать близкие по звучанию слова

 

Игра «Правильно-неправильно»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

 

Игра "Слушай и выбирай".

Перед ребенком разложить картинки с изображением предметов, названия которых близки по звучанию:

дом, ком, лом, сом

рак, лак, мак, бак

коза, коса

мишка, мышка, миска

лужи, лыжи

бочка, почка, кочка и т.п.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

 

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый произносит рифмованные строчки, не договаривая последнее слово, и просит ребенка договорить словечко в рифму (чтобы было складно). Для начала можно использовать известные малышу стихи, например:

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки …. (поет).

 

Ты не бойся, это гусь,

Я сама его …. (боюсь).

 

Дети на скамейку сели,

Песню звонкую …. (запели).

 

Грязнулю всегда

Выручает …. (вода).

 

Свистнул чижик: «Фью, фью, фью!

Я с утра росинки …. (пью).

 

Любит зайка лист капустный

И полезный он, и ….(вкусный).

 

Шаг четвертый: учимся различать слоги

Самые легкие для произнесения ребенком звуки: «ф, в, п, б, н», поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

 

Упражнение «Услышь лишнее»

Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

 

Игра «Одинаковые или разные»

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слух.

 

Игра «Повтори чистоговорку» и «Сочини чистоговорку»

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба – у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все близкие по звучанию звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

 

 

Шаг пятый: учимся различать звуки родного языка.

Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

 

Игра "Угадай-ка".

У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

 

Игра «Звук заблудился»

Взрослый читает ребенку стихи, просит исправить ошибку или подобрать подходящее по смыслу слово, например:

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

 

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

 

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

 

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Шаг шестой: учимся слушать и анализировать

 

Игра «Сколько звуков?»

Начинать лучше с гласных звуков.

Упражнение «Сосчитай звуки»

Определяем количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

Взрослый: «Разложи на столе столько палочек, сколько звуков услышал».

 

Игра «Буквы, не ленитесь, по порядку становитесь!»

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: «ау, иа», затем - по три звука: «ауи, иау». Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

 

Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим ребенка выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на «т» или «к».

 

Упражнение с картинками или предметами "Последний звук"

1) Ребенок ясно и четко произносит название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке, при необходимости – после образца взрослого.

2) Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».

3) Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко..., пау..., ма...). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.

 

Игра «Отыщи слово, отыщи звук»

Предлагаем ребенку вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова. Например:

Землю роет старый к...от (крот),

Под землею он живет.

 

На арену вышли ...игры (тигры),

Мы от страха все притихли.

 

Нам темно, мы просим папу

Нам включить поярче ла...пу (лампу).

 

 

Эти шесть шагов развития речевого слуха у ребенка – основа для хорошей дикции и успешного овладения грамотой. Создайте эту  основу со своим ребенком вместе, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»