|
|
|||||||||||||
| ||||||||||||||
Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в работе по развитию и коррекции речи дошкольников
Для формирования полноценной личности ребенка и его успешного обучения в школе огромное значение имеет своевременное овладение правильной речью. Согласно данным статистики и практическим наблюдениям, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, одновременно увеличивается процент сложных речевых дефектов, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание. Нарушения речи – это отклонения от речевой нормы, принятые в данной языковой среде, не соответствующие возрасту говорящего, носящие постоянный характер, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Наиболее заметными, как правило, являются речевые дефекты в произношении, для правильного формирования которого ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, производить сложные двигательные и звуковые дифференцировки, осуществлять контроль над собственной речью и речью окружающих. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время преодолеваются быстрее и легче. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Успешность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, напрямую зависит от степени взаимодействия всех специалистов ДОУ как непосредственных участников процесса воспитания и обучения детей.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса
Частные задачи учителя-логопеда
1. Обследование воспитанников ДОУ (подготовительная, старшая, средняя группы) с целью выявления детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. 2. Изучение уровня развития (речевого, познавательного, социально-личностного, физического) и индивидуальных особенностей детей, зачисленных на логопедический пункт. 3. Определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком. 4. Систематическое проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих логопедических занятий в соответствии с планом. 5. Оценка результатов коррекционной помощи детям. 6. Формирование информационной готовности к логопедической работе у родителей и педагогического коллектива, оказание помощи в организации полноценной речевой среды. 7. Координация усилий педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей.
Частные задачи родителей 1. Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. 2. Проведение целенаправленной и систематической работы по общему и речевому развитию детей.
Частные задачи педагогического коллектива 1. Обеспечение эффективной общей подготовки ребенка к школе. 2. Обеспечение комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка. 3. Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему развитию ребенка дошкольного возраста в семье. 4. Проведение необходимой работы по профилактике и исправлению недостатков речевого развития у детей (в рамках своей компетенции).
Не менее важным является создание воспитательной развивающей и поддерживающей среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей. Работа любого педагога с детьми, имеющими нарушения речи, строится с учетом следующих позиций: O Речь педагога – образец для ребенка, поэтому педагогу необходимо следить за грамотностью и выразительностью собственной речи; O Словарь, используемый педагогом, должен соответствовать уровню развития ребенка (в том числе и речевого); O Многоступенчатую инструкцию необходимо делить на более простые для облегчения понимания детьми; O Вопросы, задаваемые детям, должны формулироваться четко, доступно, с использованием необходимой глагольной лексики; O Необходимо учить детей отвечать полным ответом, предложением на поставленный вопрос и неукоснительно этого требовать; O Все выполняемые действия и позиции следует вербализировать (оречевлять); O Во время занятий рекомендуется использовать дополнительные опоры, например, зрительные (прослеживание указкой, пальчиком, закладкой); O Педагогу следует чаще использовать опору на собственный сенсорный опыт ребенка, чему в настоящее время специалистами уделяется недостаточно внимания: - одновременно развивать моторный компонент и объем представлений об окружающем мире, (в том числе, с помощью невербальных методик) с опорой на личный эмоциональный опыт с раннего возраста; - при развитии моторной сферы через собственный опыт ребенка параллельно формировать пространственные и временные представления и актуализировать, расширять абстрактный словарь, обозначающий пространственные и временные взаимоотношения.
В группах заведены журналы взаимосвязи учителя-логопеда с педагогом, в которых содержатся сведения о развитии речи детей группы и рекомендованные упражнения и игры, связанные с определенной лексической темой, которые воспитатель может проводить во время режимных моментов, во второй половине дня. Кроме этого, в каждой группе необходимо организовать речевой уголок.
Содержание речевых уголков в младших и средних группах.
Стол 2-х местный. Зеркало настенное или настольное (не менее 20x30 см).
1. Развитие мелкой моторики: - шнуровка; - мозаика; - «Чудесный мешочек».
2. Развитие общей моторики (папка с файлами) – подражание движениям игрушек, животных (не менее 10).
3. Игры на поддувание (5 видов).
4. Миогимнастика (папка).
5. Артикуляционная гимнастика (папка) – 9 комплексов.
6. Развитие голоса (папка) – плоскостные маски (5-6).
7. Развитие связной речи (папка) – сюжетные картинки без отвлекающих деталей для составления простых предложений (10).
8. Игры для развития памяти, внимания, зрительного и пространственного восприятия: «Лото – малышам», «Угадай-ка», «Логико-куб», «Разрезные картинки», «Цвет и форма», паровозик с 3 вагонами.
Для речевого уголка необходимо выделить отдельную полку или этажерку.
Содержание речевых уголков в старших и подготовительных группах.
Стол 2-х местный. Зеркало настенное или настольное (не менее 20x30 см).
1. Развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика (папка с файлами); - «Чудесный мешочек»; - «Узнай букву».
2. Развитие общей моторики (папка с файлами) – выполнение движений по схеме.
3. Игры на поддувание (5 видов).
4. Миогимнастика (папка).
5. Артикуляционная гимнастика (папка) – 9 комплексов. 6. Развитие голоса (папка) – схемы упражнений.
7. Развитие связной речи (папка) – сюжетные картинки для составления сложных предложений (10).
8. Схемы составления слов и предложений (коробки).
9. Закрепление навыков звукослогового анализа – игра «Паровозик» (3 вагончика).
10. Игры для развития речи, памяти, внимания, зрительного и пространственного восприятия: «Лото» (классификация и обобщение), «Речевая тропинка», «Логопедическое лото» (подбери и назови), «Поиграй-ка», «Готовимся к школе», «Логический поезд», «Сюжетные картинки», «Наблюдательность», «Контуры».
Для речевого уголка необходимо выделить отдельную полку или этажерку.
Для достижения положительного результата в развитии и коррекции речи детей необходимо взаимопонимание и совершенствование педагогического сотрудничества между всеми участниками процесса воспитания и обучения. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|