Как учить малыша 2-3 лет говорить предложением

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5 

Как учить малыша 2-3 лет говорить предложением

 

  

«Когда ребенок не говорит, как учить малыша

говорить предложением»

(подсказки логопеда для родителей)

  (составлено Мамаевой Н.В.по материалам Интернет)

 

Причины задержки речевого развития

 

1.Сложные нарушения центральной нервной системы. Необходимо лечение невролога и посещение специальных ДОУ или групп компенсирующей направленности.

 

2.Длительные хронические заболевания, частый прием лекарств, травмы, операции. При частом непосещении детского сада нужны индивидуальные занятия родителей дома после предварительного консультирования с воспитателем.

Отиты могут привести к  временной потере слуха.

Бронхиты, следствие – прерывистый, слабый голос.

 

3.Недостатки воспитания.

А). Недостаток речевого общения:

-         родители мало общаются с детьми, не озвучивают своих действий в быту, на прогулке, при приеме пищи, при купании, одевании и т.д.

-         при общении со взрослым ребенок не видит лица говорящего;

-         взрослые говорят недостаточно четко, внятно, понятно, неторопливо;

-         при дефекте звукопроизношения у родителей следует как можно раньше обратиться за консультацией к логопеду с ребенком;

-         подражание детской речи искусственно тормозит речевое развитие ребенка;

-         общение в семье на двух языках, воспитание с глухими или слабослышащими людьми задерживает развитие речи ребенка.

Б). Речевая обстановка.

-         не созданы достаточные условия для развития общих движений, развития мелкой моторики, чтобы дети сами застегивали и расстегивали, шнуровали, завязывали; пили из чашки, ели ложкой, не высасывая пищу, а хорошо глотая и жуя; не исключили соску в любом виде.

-         излишняя нервозность при общении с ребенком, не создан эмоциональный комфорт;

-         излишняя звуковая зашумленность;

-         недостаточная или излишняя опека ребенка со стороны взрослых.

В). Предметная среда.

-         детские игрушки и предметы недоступно расположены для ребенка;

-         игры и книги не подходят ребенку по возрасту;

-         количество игрушек либо избыточно, либо недостаточно, происходит их несвоевременная смена;

-         взрослые не обучают ребенка правилам обращения с игрушками.

 

Объем фразы в 2 года 6 месяцев – 4-5 слов;

к 3-м годам – 5-8 слов.

 

Рекомендации родителям по формированию фразы

у детей 3-го года жизни.

 

 

1.     Постоянное обговаривание, озвучивание взрослыми  всего происходящего (даже если ребенок не говорит):

-         бытовых действий («Надеваем футболку, шорты» и т. д.);

-         комментарии при просмотре мультфильмов с называнием и описыванием персонажей.

2.     Договаривание фраз, потешек, стишков сначала взрослым, затем вместе с ребенком, потом ребенком самостоятельно.

3.     Повторение фраз по картинкам, типа «Кукла ест суп», «Миша ест суп».

4.     Повторение этих же фраз без картинок.

5.     Повторение фраз, словосочетаний сначала взрослым, затем вместе с ребенком, потом ребенком самостоятельно.

6.     Отработка грамматических категорий в речи и при выполнении словесных инструкций:

род и согласование в роде:

глаголы и существительные - «ушел, ушла» и т.д.;

 

прилагательные и сущ. – «синяя чашка, синий стул», используя в речи прилагательные, определяющие цвет, форму и величину предметов (настольные игры)

 

предлоги – в, на под, около, с, у:

Сначала научить понимать предлоги с помощью игр, инструкций, типа

«Положи кубик на шкаф, под шкаф, в шкаф, около шкафа»

«Покажи кубик под шкафом, в шкафу, на шкафу, около шкафа»;

 

    Затем закрепляйте предложные конструкции в речи, обязательно выделяя голосом окончания слов. Например; «На кроваТИ, под кроватьЮ, в шкафУ, около шкафА, под шкафОМ и т.д»

    Вводите эти предложные конструкции в предложение.

 

 7. Вопрос-ответ:

Винительный.падеж:  «Что ест мишка? – Мишка ест кашу.»

                                      «Кого увидела Лена? – Лена увидела маму»

 

Творительный падеж «Чем Лена ест кашу? – Лена ест кашу ложкой»

                                     «Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом.»

 

8.     Рассматривание картинок или иллюстраций в книгах с комментариями в виде предложений.

 

9.     Совместные игры с ребенком с игрушкой, в сюжетные игры:

 «Кукла одевается на прогулку»

«Мишка пошел в гости»

«Зайка строит дом»- с кубиками

«Белочка помогает зайке строить дом» - с кубиками и машинкой.

«Таня кушает» и т.д.

 

10.  Следите за грамотностью своей речи, употребляйте слова правильно, используйте разные части речи, стройте простые и сложные предложения, уточняйте значение и правописание слов с использованием словарей.

 

ПОМНИТЕ золотое правило: как будете говорить Вы, уважаемые родители, так будет говорить и Ваш ребенок, ведь речь ребенка – это зеркало речи взрослых, ведь Вы для малыша - непререкаемый авторитет.

Дата последнего обновления страницы 20.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»