|
|
|||||||||||||
| ||||||||||||||
«Когда ребенок не говорит, как учить малыша говорить предложением» (подсказки логопеда для родителей) (составлено Мамаевой Н.В.по материалам Интернет)
Причины задержки речевого развития
1.Сложные нарушения центральной нервной системы. Необходимо лечение невролога и посещение специальных ДОУ или групп компенсирующей направленности.
2.Длительные хронические заболевания, частый прием лекарств, травмы, операции. При частом непосещении детского сада нужны индивидуальные занятия родителей дома после предварительного консультирования с воспитателем. Отиты могут привести к временной потере слуха. Бронхиты, следствие – прерывистый, слабый голос.
3.Недостатки воспитания. А). Недостаток речевого общения: - родители мало общаются с детьми, не озвучивают своих действий в быту, на прогулке, при приеме пищи, при купании, одевании и т.д. - при общении со взрослым ребенок не видит лица говорящего; - взрослые говорят недостаточно четко, внятно, понятно, неторопливо; - при дефекте звукопроизношения у родителей следует как можно раньше обратиться за консультацией к логопеду с ребенком; - подражание детской речи искусственно тормозит речевое развитие ребенка; - общение в семье на двух языках, воспитание с глухими или слабослышащими людьми задерживает развитие речи ребенка. Б). Речевая обстановка. - не созданы достаточные условия для развития общих движений, развития мелкой моторики, чтобы дети сами застегивали и расстегивали, шнуровали, завязывали; пили из чашки, ели ложкой, не высасывая пищу, а хорошо глотая и жуя; не исключили соску в любом виде. - излишняя нервозность при общении с ребенком, не создан эмоциональный комфорт; - излишняя звуковая зашумленность; - недостаточная или излишняя опека ребенка со стороны взрослых. В). Предметная среда. - детские игрушки и предметы недоступно расположены для ребенка; - игры и книги не подходят ребенку по возрасту; - количество игрушек либо избыточно, либо недостаточно, происходит их несвоевременная смена; - взрослые не обучают ребенка правилам обращения с игрушками.
Объем фразы в 2 года 6 месяцев – 4-5 слов; к 3-м годам – 5-8 слов.
Рекомендации родителям по формированию фразыу детей 3-го года жизни.
1. Постоянное обговаривание, озвучивание взрослыми всего происходящего (даже если ребенок не говорит): - бытовых действий («Надеваем футболку, шорты» и т. д.); - комментарии при просмотре мультфильмов с называнием и описыванием персонажей. 2. Договаривание фраз, потешек, стишков сначала взрослым, затем вместе с ребенком, потом ребенком самостоятельно. 3. Повторение фраз по картинкам, типа «Кукла ест суп», «Миша ест суп». 4. Повторение этих же фраз без картинок. 5. Повторение фраз, словосочетаний сначала взрослым, затем вместе с ребенком, потом ребенком самостоятельно. 6. Отработка грамматических категорий в речи и при выполнении словесных инструкций: род и согласование в роде: глаголы и существительные - «ушел, ушла» и т.д.;
прилагательные и сущ. – «синяя чашка, синий стул», используя в речи прилагательные, определяющие цвет, форму и величину предметов (настольные игры)
предлоги – в, на под, около, с, у: Сначала научить понимать предлоги с помощью игр, инструкций, типа «Положи кубик на шкаф, под шкаф, в шкаф, около шкафа» «Покажи кубик под шкафом, в шкафу, на шкафу, около шкафа»;
Затем закрепляйте предложные конструкции в речи, обязательно выделяя голосом окончания слов. Например; «На кроваТИ, под кроватьЮ, в шкафУ, около шкафА, под шкафОМ и т.д» Вводите эти предложные конструкции в предложение.
7. Вопрос-ответ: Винительный.падеж: «Что ест мишка? – Мишка ест кашу.» «Кого увидела Лена? – Лена увидела маму»
Творительный падеж «Чем Лена ест кашу? – Лена ест кашу ложкой» «Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом.»
8. Рассматривание картинок или иллюстраций в книгах с комментариями в виде предложений.
9. Совместные игры с ребенком с игрушкой, в сюжетные игры: «Кукла одевается на прогулку» «Мишка пошел в гости» «Зайка строит дом»- с кубиками «Белочка помогает зайке строить дом» - с кубиками и машинкой. «Таня кушает» и т.д.
10. Следите за грамотностью своей речи, употребляйте слова правильно, используйте разные части речи, стройте простые и сложные предложения, уточняйте значение и правописание слов с использованием словарей.
ПОМНИТЕ золотое правило: как будете говорить Вы, уважаемые родители, так будет говорить и Ваш ребенок, ведь речь ребенка – это зеркало речи взрослых, ведь Вы для малыша - непререкаемый авторитет. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|