|
|
|||||||||||||
| ||||||||||||||
Профилактика нарушений голоса у педагогов Консультация для педагогов Уважаемые коллеги! Ни для кого из вас не секрет, что нарушения голоса считаются «профессиональным» заболеванием педагогов. Хочется поделиться информацией по данной проблеме и пожелать вам заботиться не только о здоровье воспитанников, но и о своем здоровье тоже: соблюдайте меры профилактики и берегите себя! Классификация нарушений голоса По характеру нарушений голосовые расстройства делятся на органические и функциональные. Функциональные нарушения имеют временный характер. Органические нарушения голоса связаны с изменениями структуры органа или тканей. Функциональные нарушения могут переходить в органические. Функциональные нарушения голоса у взрослых: · психогенная афония (чаще всего её причиной является стрессовое состояние – крик, конфликт, которое выступает как пусковой механизм, приводящий к полной потере голоса); · гипотонусная дисфония (из-за постоянного перенапряжения голосового аппарата, после острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей); · гипертонусная дисфония (чаще всего связана с использованием твёрдой атаки голосообразования и чрезвычайно высоким голосом); · гипо – гипертонусная (смешанная) дисфония (после острого ларингита, трахеита). Органические нарушения голоса: · при остром и хроническом ларингите; · краевой и односторонний хордит; · парезы гортани (частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 мес.); · параличи гортани (полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 мес.). Причины нарушений голоса Причины дисфонии и афонии весьма разнообразны. О.С.Орлова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения голоса, которые можно условно разделить на: -биологические (конституциональные особенности, возраст, сопутствующие заболевания); -бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия); - психологические (бытовые и профессиональные конфликтные ситуации, психоэмоциональные и характерологические особенности личности). Большинство авторов указывают на наличие постоянного шумового фона (провоцирующего перенапряжение голоса), громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха. По данным О.С. Орловой (2005) среди причин дисфоний преобладает частое перенапряжение голоса (крик, громкая речь дома, на работе, форсированное пение в хоре) – 65 % случаев, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20 %, астенический синдром – 10%, аденоиды - 5%. При афонии наряду с указанными случаями имели место случаи, связанные с нервным потрясением. Большое влияние оказывают социальные и биологические факторы. У жителей больших городов дисфонии возникают в 2 раза чаще. А.С.Зуев (1996) отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми изменениями температуры). Д. К. Вильсон (1990) приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом – ребёнок учится не только языку, но и манере речи, у крикливой матери и ребёнок говорит на повышенных тонах. Ю.С. Василенко и Г. Киттель (1997) подчёркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать, благодаря раннему их выявлению и своевременному лечению в детском возрасте.
На что нужно обратить внимание для профилактики нарушений голоса? Е. Ю. Радциг и О. С.Орлова считают, что следует обращать особое внимание на: O продолжительную, устойчивую осиплость в течение многих месяцев; O неослабевающую, прогрессирующую осиплость (охриплость) и обструкцию дыхательных путей – новообразования; O трудности в произношении слов и нескоординированность глотательных движений - нервно – мышечные расстройства; O продолжительную, тяжёлую осиплость (охриплость) с мягким прогрессирующим стридором и обструкцией дыхательных путей – папилломатоз; O внезапное начало осиплости после удушья, приступа кашля, попадания инородного тела в гортань; O перемежающуюся лёгкую дисфонию или эпизоды полной афонии, формированный шепот вместо голоса, чаще у лиц женского пола, - психогенная дисфония; O слабый голос с придыханием, невозможность громкого голоса – парез голосовых складок; O внезапное начало дисфонии после громкого крика, возгласа – кровоизлияние в голосовые связки; O пропадающий голос – новообразование или кисты над гортанью. Гигиена голоса и предупреждение дисфонии Степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым. При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевания щитовидной железы и другие заболевания отрицательно сказываются на звучании речи. Хорошая физическая закалка оказывается благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, и на его голосовой аппарат. Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение. Нужно стараться не перенапрягать голос, избегать громкого разговора, крика и визга, в том числе и как проявление низкого культурного уровня. После рабочего дня по возможности 1-2 часа нужно помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплым (но не горячим) успокаивающим настоем. Вокальный репертуар следует подбирать с учётом диапазона голоса. Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, (повышающем иммунитет к различным заболеваниям), о формировании уравновешенного активного поведения и позитивного бодрого настроения. Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани. Помещения, в которых вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями. Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные свойства голоса и здоровье голосового аппарата. Рекомендации · лицам, работающим с детьми, нужно 2 раза в год посещать отоларинголога; · необходим полноценный отдых; · соблюдать режим молчания (минимум 2 часа в день); · промывать носоглотку Аквалором, Аквамарисом (на основе океанической воды); · не злоупотреблять лекарственными средствами при лечении верхних дыхательных путей; · в эпидемиологический сезон смазывать нос мазью «Виферон», принимать «Иммунал»; · чаще пить: чай с мёдом, кипячёную воду, морс несладкий, компот из сухофруктов; · исключить употребление газированных напитков (агрессивно влияют на гортань и слизистые оболочки); · сахар заменить на мёд (сахар для гортани вреден!); · можно использовать негазированную минеральную воду для орошения полости рта в течение дня; · соблюдать масочный режим при необходимости; · употребляйте минеральную воду, разбавляя кипячёной водой (1:1); · не перенапрягать голос, избегать громкого разговора, крика и визга; · курение, злоупотребление спиртными напитками отрицательно влияют на голос; · помещения, в котором вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями. · в рабочих помещениях и дома должны быть различные увлажнители, аквариумы, комнатные растения. Список литературы 1. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.- метод. пособие / О.С.Орлова. - М.,2005 2. Пальчун, В.Т Болезни уха, горла, носа /В.Т.Пальчун, Н.А.Преображенский. – М., 1980 | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|