Азбука логопедических и педагогических терминов (Л-П)

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5 

Азбука логопедических и педагогических терминов (Л-П)

 

 

«Азбука» логопедических и педагогических терминов

от «Л» до «П»

 

составитель: учитель-логопед Мамаева Н.В.

 

 

Лепет голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логоневроз – невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (например, заикание невротическое).

Логопатия (греч. logos – слово, речь, pathos – страдание, болезнь) – недостаток, порок речи (заикание, шепелявость, картавость и т. п.).

Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно - педагогической работы с ними.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Методика специальная – система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием; разрабатывается применительно к разным типам спец. Школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.

Наблюдение - целенаправленное восприятие. Наблюдение предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Наблюдение нередко предусматривает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Назализация  - приобретение звуком носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение чтения и письма – резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Норма языковаясовокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя речи, связного высказывания).

Педагогическая запущенностьотклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски занятий, безнадзорность; педагогическая запущенность может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка.

Перинатальный – относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам).

Подбородочно-язычная мышца языка – волокна, начинающиеся от внутренней поверхности нижней челюсти, расходясь веерообразно, идут вверх, назад и  прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед.

Подъязычно-языковая мышца языка – мышечные волокна, начинающиеся от подъязычной кости, расположенной ниже языка и сзади него; волокна этой мышцы идут в виде веера и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу.

Поперечная мышца языка – мышца, состоящая и з нескольких пучков волокон, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки края языка; назначение – уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык).

Постановка звука – создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи, глухих и слабослышащих.

Постнатальный -  возникающий или происходящий непосредственно после рождения.

Праксис способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Предшкольное образование – создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей; вызвано необходимостью выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; «предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Просодия (греч.prosodia – ударение, припев) – 1)общее название для сверхсегментных свойств речи; 2)учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.

Дата последнего обновления страницы 20.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»