|
|
|||||||||||||
| ||||||||||||||
«Азбука» логопедических и педагогических терминов от «Л» до «П»
составитель: учитель-логопед Мамаева Н.В.
Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте. Логоневроз – невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (например, заикание невротическое). Логопатия (греч. logos – слово, речь, pathos – страдание, болезнь) – недостаток, порок речи (заикание, шепелявость, картавость и т. п.). Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно - педагогической работы с ними. Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы. Методика специальная – система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием; разрабатывается применительно к разным типам спец. Школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей. Наблюдение - целенаправленное восприятие. Наблюдение предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Наблюдение нередко предусматривает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Назализация - приобретение звуком носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос. Нарушение чтения и письма – резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв. Норма языковая – совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя речи, связного высказывания). Педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски занятий, безнадзорность; педагогическая запущенность может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка. Перинатальный – относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам). Подбородочно-язычная мышца языка – волокна, начинающиеся от внутренней поверхности нижней челюсти, расходясь веерообразно, идут вверх, назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед. Подъязычно-языковая мышца языка – мышечные волокна, начинающиеся от подъязычной кости, расположенной ниже языка и сзади него; волокна этой мышцы идут в виде веера и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу. Поперечная мышца языка – мышца, состоящая и з нескольких пучков волокон, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки края языка; назначение – уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык). Постановка звука – создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи, глухих и слабослышащих. Постнатальный - возникающий или происходящий непосредственно после рождения. Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов. Предшкольное образование – создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей; вызвано необходимостью выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; «предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. Просодия (греч.prosodia – ударение, припев) – 1)общее название для сверхсегментных свойств речи; 2)учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|