Азбука логопедических и педагогических терминов (Д-К)

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5 

Азбука логопедических и педагогических терминов (Д-К)

 

 

«Азбука» логопедических и педагогических терминов

от «Д» до «К»

 

составитель: учитель-логопед Мамаева Н.В.

 

 

Дети с особыми образовательными потребностями относительно новый термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии». Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Дефект звонкостирасстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

Дефект мягкости - расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение.

Дефектология наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

Диагностика - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его развития.

Дизартрия (диз. + греч. arthroo – членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дикция (лат. – dictio – произношение) – 1)подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2)манера произношения слов, слогов и звуков.

Дисграфия (дис + греч. grapho – писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислексия (дис + лат. lego –читаю) – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисфония (дис. + греч. phone – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным – хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Дифференциация звуков этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования

Дыхание речевоедыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Задержка психического развития временное отставание развития психики или ее отдельных функций.

Заиканиенарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – расхождение между уровнем актуального развития (ребенок может решить задачу самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. ЗБР (это понятие введено Л.С.Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Зонды логопедическиеинструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

Индивидуальный подход в воспитании, осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (личностных черт, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Интонация (лат. intonare – громко произносить) -  сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессий и эмоций.

Инфантилизм (лат. infantilis – детский, младенческий) – патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

Йотацизм нарушение произношения звука «j»; выражается чаще всего в замене его другими звуками или в его пропуске.

Кинестезии речевые (кин + греч. aisthesis – ощущение, чувство) – ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

Компетентность социальная - общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы.

Коммуникативная функция речи – функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

Компенсация нарушенных функций возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Коррекция произношения – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

Дата последнего обновления страницы 20.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»