Развиваем фонематические процессы

 

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 5 

Развиваем фонематические процессы

 

Игры и упражнения по развитию фонематических процессов

у детей младшего дошкольного возраста

(методические рекомендации для педагогов ДОУ)

 

Общая задача и логопеда, и воспитателя – формирование правильной речи (фонетически, лексически, грамматически) как средства общения и развития ребенка, так как проблемы в становлении речевых функций значительно снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Давайте постараемся помочь детям вместе.

В связи с тем, что в настоящее время увеличилось количество детей, у которых отмечается задержка темпов речевого развития, следует больше уделять внимания правильной организации общения и коррекционной работы с такими детьми. Так как развитие речи подчиняется универсальным законам и проходит определенные этапы развития в жесткой последовательности, то необходимо смоделировать эти этапы и откорректировать несформированные механизмы развития речи на каждом этапе.

В младшем дошкольном возрасте необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, чтобы учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«Угадай, что звучит»

Оборудование: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

«Угадай, где звенит (где хлопнули)»

Оборудование: колокольчик.

Педагог звенит колокольчиком (хлопает в ладоши) в разных направлениях от ребенка, называя их: «Позвонила справа, слева, сзади, спереди, сверху». Затем спрашивает у ребенка: «Где позвонила?», чтобы убедиться, что ребенок запомнил названия направлений. После этого ребенок закрывает глаза и игра повторяется.

Кроме развития фонематических процессов, данная игра способствует и развитию пространственного восприятия у детей.

«Чудесный мешочек»

Оборудование: мешочек, мелкие игрушки, изображающие, например, детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает нащупать одну, узнать ее, вынуть из мешочка, показать всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Так как первые слова ребенка эмоционально насыщены и чаще носят звукоподражательный характер, звукоподражательные упражнения с детьми до 4 лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, совершенствуют звукопроизношение ребенка.

Звукоподражание – слово для имитации звуков окружающей действительности средствами языка: звуки, производимые животными и птицами (мяу, чик-чирик и т.п.); неречевые звуки, производимые человеком (кхе-кхе, чмок, ха-ха); другие природные и предметные звуки (бух, кап, пиф-паф). Например:

Воет волк в лесу – УУУУУУ!

Кушать хочется ему.

Надоело волка слушать,

Надо дать ему покушать.

Плачет Ванечка в пеленках,

Он кричит – УА-УА!

Хочет маленький ребенок,

Чтобы мама подошла.

ЗЗЗ – комар звенит, звенит,

Кошку донимает.

Кошка на него шипит,

Лапкой отгоняет.

КВА-КВА-КВА, КВА-КВА-КВА –

Квакают лягушки.

Хорошо живется им

В канавке у опушки.

Таня кашляет – КХ – КХ.

Заболела очень.

Съела снега во дворе

Маленький комочек.

Наш щенок чихнул – АПЧХИ!

Простудился где-то.

Будем мы его лечить

С помощью таблеток.

Дождик капает – КАП-КАП

С мишкиных мохнатых лап.

Любит летнею порой

Душ принять он дождевой.

БИ-БИ – бибикает машина,

До петушка всего шажок.

Гулял бы лучше возле дома

Неосторожный петушок.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

«Магазин»

Оборудование: игрушки, в названиях которых есть звуки «м - мь, п - пь, б – бь» (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями»,-отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает». «Что делает покупатель?» - «Покупает». Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки «м - мь, п - пь, б- бь» в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

«Можно ездить или нет?»

Оборудование: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии определенный звук (например, «с (сь)»: санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.).

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук «с (сь)» в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

«Летает – не летает»         (проводится аналогично предыдущей)

«На прогулку в лес»

Оборудование: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются определенные звуки (например, свистящие: «с (сь), з (зь), ц»). Педагог выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки «с (сь), з (зь), ц».

«Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова различной слоговой структуры, в произношении которых дети испытывают затруднения. Возможно произношение их по слогам с отстукиванием ритма. Подобным образом произносятся и короткие рифмовки:

1) На ска-мей-ке семь ко-тят (хлопки на каждый слог),

    Все ко-тя-та есть хо-тят.

2) У е-жа е-жа-та, у у-жа у-жа-та.

В возрасте 4 – 5 лет у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; их артикуляционный аппарат становится более подвижным, улучшается слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук. Одновременно педагог ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих («с, сь, з, зь, ц»), шипящих («ж, ш, ч, щ»), с пяти лет сонорных («л, ль, р, рь») звуков.

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Возьми игрушку»

Оборудование: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Оборудование: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

«Доскажи словечко»

Педагог произносит рифмованные строчки, не договаривая последнее слово, и просит детей договорить словечко в рифму (чтобы было складно). Для начала можно использовать известные детям стихи, например:

1)Уронили мишку на пол,

   Оторвали мишке …. (лапу).

2)Сосульке сегодня совсем не до сна,

   Ведь знает она: наступила …. (весна).

3)Дети на скамейку сели,

   Песню звонкую …. (запели).

4)Любит зайка лист капустный

   И полезный он, и ….(вкусный).

«Подбери рифмочку»

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: «кошка- ложка, ушки- пушки». Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить («с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р»). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагайте детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Параллельно с формированием навыков звукового анализа необходимо уделять внимание и развитию моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной моторики) и правильного дыхания (дыхательным упражнениям).

Использование игровых форм работы позволяет приблизиться к целевым ориентирам согласно ФГОС дошкольного образования и сформировать у детей дошкольного возраста необходимые предпосылки к обучению грамоте, умение применять полученные коммуникативные навыки в повседневной жизни.

Дата последнего обновления страницы 20.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»