Уважаемые гости сайта!
На индивидуальную консультацию к учителю-логопеду Вы можете записаться у воспитателя группы. Интересующие Вас вопросы о развитии речи детей можно направить на почту педагогу по адресу - logonata@inbox.ru. В конце недели вы получите ответ учителя - логопеда.
Часто задаваемые вопросы будут опубликованы на данной странице.
|
вопрос:
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ, РАЗВЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА НЕ ИСПРАВИТСЯ С ВОЗРАСТОМ?
|
|
ОТВЕТ:
Логопед – это квалифицированный специалист, который занимается выявлением нарушений развития речи и их исправлением. мнение родителей о том, что с возрастом речь ребенка исправится сама собой, является распространенным заблуждением. к сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).
Для чего нужны консультации и занятия с логопедом?
Во-первых, родители не всегда слышат все отклонения в речи ребенка. до сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. это оправдано лишь в том случае, когда к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще это звуки р, рь, л), а все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. при тяжелых нарушениях речи к 5-ти годам уже многое упущено, приходится исправлять неправильно сформированную речь. чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. хочется вам напомнить, дорогие родители, что любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста!
Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в 2 года, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Будьте внимательны! признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
-
к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
-
к концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит;
-
к концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке;
-
к 7-ми месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам;
-
к концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящему;
-
к концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания и ручкой в знак прощания;
-
к году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения;
-
к 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;
-
к 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов;
-
к 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фото;
-
к 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
-
к 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия;
-
в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Во-вторых, многие родители часто недооценивают значения развития речи в жизни ребенка: ведь нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения. следует помнить, что правильная речь является элементом социальной адаптации и позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе. кроме того, грамотная и правильная речь снимает ограничения в будущем выборе профессии.
В-третьих, у людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности на фоне переживаний по поводу дефекта.
В-четвертых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития речевой функции. неправильное произношение звуков закрепляется, становится устойчивой привычкой, с которой будет сложнее справиться, когда ребенок станет старше.
На фоне неправильного произношения звуков задерживается и нарушается формирование процессов речевого слуха, различения сходных звуков, которые являются базой для обучения грамоте. нарушения в устной речи должны быть вовремя исправлены, чтобы они не повлекли за собой нарушения в речи письменной.
|
|
вопрос:
МОЕМУ СТАРШЕМУ СЫНУ 5 ЛЕТ, ОН ПОСЕЩАЕТ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ. В НАШЕЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ ЕЩЕ РЕБЕНОК, КОТОРОМУ ВСЕГО 3 МЕСЯЦА. ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА: МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПРЕДПРИНЯТЬ УЖЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, ЧТОБЫ РЕЧЬ РЕБЕНКА РАЗВИВАЛАСЬ ЛУЧШЕ?
|
|
ответ:
Действительно, речевые проблемы, как и любые другие, легче и правильнее предупреждать, чем исправлять. первые годы жизни имеют важнейшее значение в психическом и речевом развитии ребенка. главная роль в развитии речи ребенка раннего возраста принадлежит матери.
С первых проявлений речи, называемых гулением, в 2 -3 месяца, нужно всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребенка, но, не переутомляя его нервную систему. малыш прислушивается к окружающим звукам, произносит звуковые цепочки. следует поддерживать появляющийся лепет как основу будущей речи, разговаривать с ребенком, повторяя его лепетные звуки (да-да, ба-ба).
К 6 месяцам можно таким же образом вызвать у малыша повторение отдельных слов: мама, папа, баба. в это время уже начинается настоящий разговор с ребенком. с 7 до 10 месяцев для развития понимания речи следует четко и громко называть все, что привлекает внимание ребенка. например, при встрече с собакой мама скажет: «это собака. собака, гав-гав-гав. хорошая собака» и т.д. можно петь ребенку песенки, рассказывать потешки с хлопаньем в ладоши, научить его хлопать, махать «до свиданья!».
Тренировку пальцев рук можно начинать с 6 -7 месяцев. тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. в этот период полезно делать массаж по 2 – 3 минуты (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и пассивные упражнения (брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). с 10 месяцев следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие (например, бусы из настольных счетов).
Одновременно, развивая у ребенка понимание речи, учить его выполнять самые простые поручения, просьбы: «дай мячик!», «садись», «покажи носик, глазки».
С появлением первых настоящих слов (в 10 – 12 месяцев) наступает самый ответственный этап участия взрослых в развитии речи ребенка. при общении с ребенком необходимо озвучивать буквально всё. не торопясь, громко и четко произносить каждый звук с соответствующей интонацией и темпом, выделяя ударный слог в слове. произнося новое слово, обращать внимание ребенка на соответствующий предмет или действие, несколько раз называя его. так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. когда малыш сам произносит новое слово или предложение, нужно с радостью повторить сказанное им, обязательно похвалить: ребенок будет разговаривать с большим; желанием, развитие речи пойдет быстрее.
Полезно рассматривать реальные предметы и их изображения (картинки): например, птиц и животных. параллельно воспроизводить звуки, которые они издают, чтобы ребенок запоминал звукоподражания и сам их повторял.
В течение второго года жизни малыша следует чаще применять речевые игры с предметами, инсценировать простые сказки, используя звукоподражания.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. нужно отучать ребенка пользоваться «детскими» лепетными словами, взрослым самим нужно употреблять в разговоре с ребенком обычные слова: кошка (а не киса), машина (а не бибика) и т. д.; односложные предложения заменять двух- и трехсловными; помогать ребенку вместо жестов пользоваться словами. например, малыш хочет взять мяч, показывая на него рукой. взрослый спрашивает: «ты хочешь мяч? попроси: дай мяч» и т. д.
В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, четкому произношению звуков, слогов и слов. для этого хорошо подходят игры с движением. например, «барабанщик»: ребенок марширует, ударяет в барабан и произносит ритмично: та-та-та, та-та.
Любые игры с ребенком, действия при умывании, одевании, кормлении следует озвучивать, полезно сопровождать их словами детских песенок, потешек. постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. благодаря прослушиванию потешек словарь ребенка пополняется новыми словами (щёчки, роток и др.), развивается умение строить предложения.
Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже лучше сопровождать чтением стихотворных текстов, параллельно учить детей звукоподражанию. инсценирование сказок («репка», «колобок», «теремок» и др.) с помощью настольного или кукольного театра, игрушек помогает детям понять их смысл.
Чем чаще, уважаемые родители, вы будете разговаривать с ребенком, не переутомляя его, доступным и правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать с ним стихотворения и потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью. желаю успеха! |
|
ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ ПМПК И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА? |
|
Ответ:
ТПМПК – это территориальная муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая осуществляет свою работу в Центре «Радуга».
Специалисты центра обследуют ребенка с Вашего согласия и в Вашем присутствии, составляют заключение о состоянии его развития и дают рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту: какая программа необходима Вашему малышу, занятия с какими специалистами ему нужны.
Если у Вашего малыша есть нарушения речи, и Вы хотите, чтобы он занимался с учителем-логопедом, то важно знать, что обязательным условием для зачисления Вашего ребенка на логопункт детского сада является наличие выписки с заключением ТПМПК «Радуга».
Обследование на ТПМПК необходимо не только ребенку, имеющему нарушения речи, но и детям, испытывающим трудности в освоении общеразвивающей программы детского сада по различным причинам (например, из-за наличия у ребенка нарушений зрения или слуха и др.).
|
|
ВОПРОС: ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРОЙТИ С РЕБЕНКОМ ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ТПМПК «РАДУГА»? |
|
Вопрос о необходимости обследования ребенка на ТПМПК «Радуга» обычно решается коллегиально педагогами детского сада в случаях, когда малышу нужна помощь специалистов (например, учителя-логопеда). Вас приглашают на консультацию, в ходе которой можно выяснить все подробности, касающиеся этой темы.
Учитель-логопед (или педагог группы) заранее информирует Вас о необходимом перечне документов для прохождения ребенком ПМПК. Пока Вы готовите документы, от детского сада подается официальный список детей для записи на комиссию. Центр «Радуга» назначает конкретную дату и время для обследования Вашего ребенка специалистами ТПМПК.
Кроме того, если Вы волнуетесь о состоянии развития речи Вашего ребенка, Вы всегда можете проявить инициативу раньше и обратиться за консультацией к учителю-логопеду детского сада. В начале учебного года в первую очередь проводится логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста. Детей помладше учитель-логопед (по плану) обследует в середине и в конце учебного года. По Вашей просьбе, в индивидуальном порядке, возможно внеплановое проведение логопедического обследования в течение учебного года с целью направления ребенка на ТПМПК для определения его дальнейшего маршрута воспитания и обучения. |
|
|
|
|
|
|
|
| |